17.08.2021
Группа №8 "Гномики"
3-4 года
Воспитатели: Омарова М.О.
Халимбекова А.М.
Возрастные
особенности детей 3-4 лет.
Младший
возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время
происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с
предметным миром.
В раннем возрасте ребенок многому
научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно
развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт
эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все
это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к
самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис
трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает
проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем
требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том,
что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в
направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его
деятельности новым содержанием.
Важно понять, что характерное для
ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает
появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не
фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать
стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий
ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по
поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими
дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих
достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности
формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В
совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и
приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно
расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих
возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться
лучшего результата.
Доверие и привязанность к воспитателю
- необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе
воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе
отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь
воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с
удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый
источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста
начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми,
о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Развитие самосознания и выделение
образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает
четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает
наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не
может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него
очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка
формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием
своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в
этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже
умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты
своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить
результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может
воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает
способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно -действенного к 4-м
годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами,
происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос
ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года
преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать
образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в
развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей
этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение
реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша,
эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет
непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не
запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с
его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то,
что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время
удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с
одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те
же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения.
Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На
настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому
характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее,
эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3-4 года дети начинают усваивать
правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться
взрослыми.
К четырем годам рост ребенка достигает
100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами
прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно
ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные
другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и
вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными
действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как
круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает
их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к
самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С
удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими
успехами.
В играх ребенок самостоятельно
передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет
вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить
ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких
частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая
активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько
стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо
интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно
пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и
подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность
самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он
жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в
мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.