Проектная деятельность в детском саду.
Введение
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Метод проектов
По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.
Способы разработки проектов в ДОУ
1. Системная паутинка по проекту
Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.
2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.
КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.
3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
• Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
• Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
• Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
• Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
• Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
• Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
• Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Классификация тематических проектов в ДОУ
1. По доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательски - творческий
- ролево - игровой
- творческий
- информационный (практико-ориентированный)
2. По предметно- содержательной области:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- Интегративные (две и более образовательные области)
3. По характеру координации:
- Непосредственный
- Скрытый
4. По характеру контактов:
- С воспитанниками одной группы
- С воспитанниками нескольких групп
- С воспитанниками всего ДОУ
5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):
- Краткосрочные (1 – 3 недели)
- Средней продолжительности (до месяца)
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
1. Исследовательски - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).
2. Ролево - игровой. Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.
3. Информационный (практико-ориентированный). Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Что такое "проект"?
Каждый проект - это "пять П":
- проблема;
- проектирование (планирование)
- поиск информации;
- продукт;
- презентация
Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.
По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.
Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта
1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.
2. Тема проекта и ее происхождение.
3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.
4. Системная паутинка проекта.
5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.
6. Краткое содержание проекта:
* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи
7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи
8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).
Уважаемые коллеги, я желаю вам творческих успехов в проектной деятельности с дошкольниками!
03.12.2019
В нашем детском саду продолжается работа по реализации республиканского проекта "Молодые родители-за безопасность на дорогах". Педагог Балашева А.А. в работе с детьми использует журнал "Путешествие на зеленый свет", а детишки с большим удовольствием выполняют различные задания в рабочих тетрадках. Богатый познавательный материал в рабочих тетрадях дает детям возможность выполнять задания на внимание,дети выполняют графические диктанты,знакомятся с интересными поучительными рассказами и отгадывают загадки по теме. Познавательные и интересные консультации с родителями проводятся на тему проекта.Совместная работа педагога и родителей воспитанников формирует, расширяет и закрепляет знания детей о ПДД.
Просмотров всего: , сегодня:
22.01.2019
Просмотров всего: , сегодня:
16.01.2019
Просмотров всего: , сегодня: