16.08.2021
Группа "Звездочки"
4-5 года
Воспитатель: Капланова М.Р.
Воспитатель: Шихсаидова А.Г.Помощник воспитателя: Тагирова Ж.А.
Возрастные особенности ребёнка 3-4 лет
Три года
– это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать
собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я,
самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием
«делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом
возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.
В этом возрасте ваш ребенок:
Выражает желание делать всё по-своему.
Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать
себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается
установить с ними новые отношения.
Осознавая себя как отдельного
человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все
сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само
действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может
слушаться одного родителя и во всем перечить другому.
Начинает действовать не под влиянием
сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.
Возникает потребность общаться не
только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает
правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.
Игра становится более коллективной и
уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и
соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15
минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся
защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок
вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться
в одиночестве и скучать.
Ребенок активно осваивает речь, придумывает
несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.
Заметно эмоциональное предпочтение
родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят
отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный
эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в
браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они
испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
В 3-5 лет часто встречается триада страхов:
одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при
засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и
необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и
прочих нелицеприятных личностей.
Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от
детей при недостатке любви, жалости и сочувствия.
Вам как его родителям важно помнить:
С терпением и пониманием относится к
протестам и бунтам ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля
ребенка может привести к пассивности, зависимости и инфантильности. Иногда
следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не опасно для его жизни
и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Но, когда капризы становятся частыми и
по нелепым поводам – это вас должно насторожить. Не позволяйте ребенку
командовать собой и добиваться своего только таким способом. Иначе это станет
привычкой и потом вам с этим придется очень долго и тяжко справляться.
Старайтесь договариваться.
Помните, что упрямство
– это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого
хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
Разбирайте вместе с ребенком
конфликтные ситуации в детском саду или на детской площадке. Учите его уважать
собственные и чужие интересы и чувства. Для этого важно самим быть для него
примером – то есть уважительно относиться к нему самому и другим членам семьи.
Бережно обращайтесь с чувствами ребенка.
С пониманием относитесь к его горю или злости, разделяйте с ним радость,
чувствуйте его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно
справляться с собственными эмоциями.
Не создавайте из возрастных
страхов лишней проблемы! Вовремя успокойте ребенка, нежно поговорите с ним.
Помните: при спокойной и благоприятной атмосфере в семье эти страхи проходят
сами собой или проявление их будет незначительно.
Продолжайте развивать координацию
движений (учите прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику
(лепка, шнуровка, пирамидки, собирание бусинок).
Помните, что речевые обороты и
запас слов у ребенка формируется из той речи, которую он слышит в семье.
Совместное чтение детских книг очень полезно для расширения словарного запаса
ребенка, развития его мышления. Больше разговаривайте со своим ребенком,
обсуждайте события дня, а также терпеливо отвечайте на вопросы.
Что должно беспокоить
родителей в ребёнке к 4 годам:
·
Чрезмерное беспокойное поведение,
неусидчивость, импульсивность;
·
Резкие смены настроения,
раздражительность, частые и продолжительные истерики;
·
Чрезмерная медлительность,
вялость,
·
Трудности контактов со сверстниками и
взрослыми, отсутствие потребности в общении
·
Плохой сон (вскрикивает во сне, часто
просыпается и т.п.)
·
Тики (непроизвольное подергивание век,
губ, мышц лица, навязчивые однотипные движения, грызение ногтей
·
Заикание
·
Задержка в речевом развитии
Кризис 3 лет
· Наконец-то
вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и
разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования
непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам.
·
И
вдруг... С вашим ненаглядным что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И
самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо
уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам
вредное, своенравное, упрямое капризное существо.
· И
так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно... Как будто в доме
уже не малыш, а "нервотреп" какой-то. Отказывается от того, что ему
всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем не слушается, пусть даже
в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости...
Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает
говорить... Словно робот, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем:
"нет", "не могу", "не хочу", "я не
буду".
· Ребенок
выделил себя как "Я" среди множества окружающих его
людей. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них - "Я сам!" И это
утверждение "Я-системы" - основа личности к концу раннего детства.
· В 3
года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности.
Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не
может ждать, что это будет когда-нибудь в будущем. Ему все надо сразу,
немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и
самоутвердить себя в победе, пусть даже приводящей к конфликту с близкими
людьми.
· Возросшие
потребности ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с
ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое "я",
малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между
"хочу" и "надо".
· Опека
наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно быть
под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь
изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту.
Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже сознательно ломает
"скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное,
изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все
может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без
мамы. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами и капризами. С
другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не
собирается конфликтовать.
· Кризисы
необходимы. Они как движущая сила развития,
своеобразные ступеньки его. В то время как физиологические перестройки кризиса
не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша
заметны всем.
· Негативизм -
это протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения
и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно
в том, что ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они
исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на действия.
Типичный пример: мать приходит с работы уставшая, не обращая внимания на
ребенка, начинает заниматься домашними делами, попутно требуя от ребенка убрать
игрушки. Тот делает вид, что не слышит ее.
· Ребенок,
отказываясь выполнять просьбу взрослого, может даже поступать вопреки своим
чувствам и желаниям. Например, очень хочет идти в цирк, но, услышав просьбу
взрослого одеваться, резко отказывается. Ребенок может противоречить взрослому
даже в абсурдной форме («Какие у тебя красивые косы!» — «Нет, некрасивые!»).
· Самая
действенная рекомендация — оставить ребенка на время в покое или отвлечь от
конкретной ситуации. Иногда помогают решить проблему просьбы-«наоборот»: «Мы
сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». Главное, что должны
показать родители ребенку, — спокойное, эмоционально нейтральное поведение.
Негативизм с возрастом проходит, если родители властно не подавляют ребенка.
· Упрямство —
это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему
этого хочется, а потому, что он этого потребовал: «Дай мне красную юбку, я
хочу!». Упрямство может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно
отмахиваться от ребенка, как от мухи, или идти на поводу у его желаний. Самое
простое правило в этом случае — не запрещать, а объяснять. Ребенок 3-х лет
отлично понимает разумные доводы взрослого. Важное правило — говорить ребенку
правду.
· Знайте,
что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и
находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей
независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно
ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть
малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у
вас, так у папы. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и
строгость. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его
желание - как приказ.
· Своеволие проявляется
в том, что ребенок хочет делать все сам независимо от ситуации и своих
возможностей: сам покупать в магазине, переходить дорогу, не держась за мамину
руку и пр. Естественно, такие желания ребенка не вызывают восторга у родителей.
Однако в любой ситуации с малышом можно договориться. Самый лучший способ в
данном случае — компромисс («Давай я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты —
за другую»). Дети очень быстро забывают про свои капризы и охотно включаются в
новую игру. Самая желанная роль для ребенка — роль взрослого (мамы и
воспитателя). Подыграйте ему, и вы увидите результат.
· Если
ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому,
конфликт с родителями быстро исчезает. И наоборот — любой жесткий запрет
приведет к усилению этих негативных проявлений.
· Деспотизм.
Поведение ребенка весьма противоречиво: с одной стороны, он старается все
решать, как взрослые, все сам, а с другой — хочет снова стать маленьким, чтобы
безраздельно владеть вниманием взрослых. Эти противоречия проявляются во
властном поведении, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми: «Нет, ты
не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не говори по телефону, а играй
со мной!» и пр. Самое время объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть
свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребенку, тоже есть место: «Мы
с тобой поиграли в мозаику, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он
придет с работы голодный. Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы
вместе трудимся».
· Для
нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок
ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им
товарищ и друг. Помните, что одобрение пусть маленьких, но самостоятельных
попыток достичь результата в каком-либо деле — залог высокой самооценки ребенка
в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха,
тогда кризис пройдет незаметно.
Кризис 3-х лет
Памятка для родителей
· К
трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от
взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из
наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.
Основные
проявления кризиса
· Негативизм. Ребенок
категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот,
прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не
на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.
· Упрямство
и строптивость. Ребенок упорно настаивает на
чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось.
Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против
сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему
предлагают или что делают другие.
·
Своеволие.
Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это
стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает
дополнительные конфликты со взрослыми.
· Обесценивание. Обесценивается
то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения,
старые привязанности к вещам.
·
Протест-бунт проявляются
в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он
как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей,
то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.
·
Все
эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим
людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны
родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные
проявления говорят о том, что у ребенка сложились предпосылки для дальнейшего
развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как
отдельного человека, проявлять самостоятельность.
·
Признаки
кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В
поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других
«волевое противостояние» с родителями отодвигается к четырем годам. Тем не
менее через кризис в том или ином виде проходят все дети.
·
Вызывающее
поведение ребенка можно рассматривать как некий призыв к родителям показать
ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей
позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.
·
Как
помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?
·
Постарайтесь
увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: упрямство —
это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстрация собственной
значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — проявление чувства
собственного достоинства. И вам будет легче принять происходящие в ребенке
изменения.
·
Продумайте
стратегию поведения по отношению к ребенку:
когда и на чем настаивать, с чем в его поведении вы сможете смириться, и
запишите все свои требования. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий
запрет, желтый — иногда можно проехать, но в основном «стоп», зеленый —
движение без ограничений. Подумайте, куда отнести то или иное требование.
Например, требование ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления
в зависимости от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать
строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.
·
Будьте
настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не
меняйте позиции.
·
Не
придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно
пик упрямства приходится на возраст 2,5—3 года. Мальчики упрямятся сильнее, чем
девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период
приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у
некоторых и чаще.
·
Во
время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь
рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте
малыша ни чем.
·
Не
пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не
имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в
покое и не обращать на него внимания. Дайте
ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.
·
Не
сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает
в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и
увести. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если
нет «зрителей» - мамы, например, то не кому и показывать концерт
·
Постарайтесь
переключить внимание ребенка: «А что это там за окном воробьи
делают?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей интонации
искренний интерес: «Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь
суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться».
·
Искусству
ладить с ребенком необходимо учиться,и здесь вам
помогут фантазия и юмор.