17.08.2021
Первая младшая группа "Капельки"
Воспитатели: КадималиеваЗ.С.,Рагимова С.Р.
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
Ребёнок
2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь
и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют
ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Маленький ребёнок обучается только тому, что
его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он
доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к
детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы
саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому
снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок
не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит
и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный
характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание
педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны,
построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в
отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом
опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает
всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не
правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша
особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом,
но не вместе». Друг для друга они
нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им
присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от
того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и
содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь
находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память - непроизвольны.
Социально-эмоциональное
развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим;
подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая
моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие
на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает
ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки,
использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная
координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки,
воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие,
предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает
пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые
рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький,
мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает понимать
точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы.
Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше,
полный-пустой).
Понимание
речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает
сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я
буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает
объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую
инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать".
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся
самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность,
ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие,
речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное
мышление.
Развитие
предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение
выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные
формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая
выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего
собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К
3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить
простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части
речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года
жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В
этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование,
конструирование.
Игра
носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с
игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни
появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной
деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение
изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде
«головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются
зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять
ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и
цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде
всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка,
но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится
наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации
разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна
неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от
ситуации. Дети легко заражаются
эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает
складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных
действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и
полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как
отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис
часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством,
нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких
месяцев до двух лет.
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС
3 ЛЕТ
Кризис 3 лет – граница между ранним и
дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более
глубокие отношения. Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности
и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же
новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется,
самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно
КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со
сверстниками).
Для
кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм
– ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается
выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что – то только
потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм
избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими
достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо
противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка,
который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а
потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением
считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и
отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не
может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого.
Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем
не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он
отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он
действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой,
десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
3. В
переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против
конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы
отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять
на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие .«Да
ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях
4.
Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и
решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит
к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми
5. У
некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы
постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте
– бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок
жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он
будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д.. Если в
семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же
тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого
отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки
зрения «юного деспота»
6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах
ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний ребенок
может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или
даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности
к вещам) и т. п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка
изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в
эмансипации ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ? Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает. Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
Сначала нужно понять
причины капризов и упрямства. Ими могут
быть:
Ø
Нарушения режима дня.
Ø Обилие новых
впечатлений.
Ø Плохое самочувствие
во время болезни.
Ø
Переутомление (физическое и психическое).
Преодолеть капризы можно, если:
Ø
Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
Ø Будут тверды в
позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
Ø Научат ребенка хотеть,
т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
Ø Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со
взрослыми деятельности.
КРИЗИС
ТРЕХ ЛЕТ
Как надо вести себя
родителям в период кризиса ребенка трех лет.
По тому, на кого направлен кризис ребенка
трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий
оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого
кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но
кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка,
знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если Вы увидели, что
очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать
правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных
мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного
дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте, что ребенок
не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем
слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости.
Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы
запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая
возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у
бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно
поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм»
ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его
желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в
чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку
трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него.
Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя
самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят
реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет
становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет
кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на
стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша,
как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить
его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя,
играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка
льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города,
просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа
шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во
время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают,
что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как не надо вести себя
родителям во время кризиса ребенка трех лет.
*
Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его
самостоятельности
* Не
говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями
сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
* Не
приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что
потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не
подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, –
это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам
завуалированного мщения исподтишка. Запомните, все, что происходит с нашим
ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не
понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им
не с кем сравнивать своего малыша.