1 2 Содержание 1. Целевой раздел 3 1.1. Пояснительная записка. 3 1.2. Цель и задачи Программы воспитания 4 1.3. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 5 1.4. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания 6 1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 6 лет) 1.4.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) 7 2. Содержательный раздел 9 2.1. Особенности построения воспитательной среды 9 2.2.Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 12 2.3. Особенности реализации воспитательного процесса. 18 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания 19 3. Организационный раздел 20 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 20 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ 21 3.3. Организация предметно-пространственной среды 23 3.4. Календарный план воспитательной работы 24 3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР-Детский сад № 8» (далее -Программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «ЦРР-Детский сад №8» (далее- ДОУ). Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации: Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4; • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155; • Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС, Стандарт), с учетом: «Примерной программы воспитания», которая была разработана сотрудниками ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №2/21 от 01.07.2021г.) 4 Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы реализуемой в МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела - целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания лежат конституционные и национальные ценности российского общества, которые нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Программа воспитания учитывает условия, существующие в ДОУ, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Программа воспитания реализуется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментах, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями. 1.2. Цели и задачи Программы воспитания Цель Программы воспитания - личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Главной задачей Программы воспитания является- создание организационнопедагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста. Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (до 3 лет, от 3 до 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы. 1.3. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребѐнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного образования, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: - принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; - принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; - принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; - принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить 6 возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; - принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; - принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.4. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне ДОУ не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». 1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Ценности Показатели Патриотическое Родина, природа - проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничес тво -способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо»; - проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними; - проявляющий позицию «Я сам!»; - доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту, испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство 7 огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых; - способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Познавательное Знание Трудовое Т руд Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности - поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке; - стремящийся помогать взрослому в доступных действиях; - стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Физическое и оздоровительное Здоровье - выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. ; - стремящийся быть опрятным; - проявляющий интерес к физической активности; -соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ДОУ, на природе. Этикоэстетическое Культура и красота -эмоционально отзывчивый к красоте; -проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 1.4.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Ценности Показатели Патриотическое Родина, природа -любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудниче ство -различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность 8 за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми; - освоивший основы речевой культуры; - дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Трудовое Т - понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Физическое и оздоровительное Здоровье -владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. Этикоэстетическое Культура и красота - способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественноэстетического вкуса. руд 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Особенности построения воспитательной среды Конструирование воспитательной среды МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». строится на основе следующих элементов: уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка. 9 2.1.1. Уклад МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно- пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ). Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.): поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка. Воспитательный процесс в ДОО строится на следующих принципах: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка; создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников; системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности. Программа воспитания ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного поселка и района, природного, социального и рукотворного мира. Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников. Дети знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира. Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в себя: национальный воспитательный идеал – высшая цель, образования нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций; базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социальноисторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях: патриотизм – любовь к России, к своему народу, к 10 своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; 7 семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, 8 нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностносмысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и приятия воспитанниками базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. 2.1.2. Воспитывающая среда МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». Воспитывающая среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 2.1.3. Общности (сообщества) ДОУ Профессиональная общность - это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы воспитания. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: - быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; - мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные 11 стремления к общению и взаимодействию; - поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; - заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; - содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; - воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); - учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; - воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача - объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников - необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух 12 доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими - это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: - педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; - улыбка - всегда обязательная часть приветствия; - педагог описывает события и ситуации, но не даѐт им оценки; - педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; - тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; - уважительное отношение к личности воспитанника; - умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; - умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; - уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; - умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; - умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; - знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 2.1.4. Деятельности и культурные практики в МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели 13 воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: - предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); - культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); - свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 2.2. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты. 2.2.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: - когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; 14 - эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине - России, уважением к своему народу, народу России в целом; - регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитатель МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; - организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; - формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. 2.2.2. Социальное направление воспитания Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 15 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач воспитатель МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; - воспитывать у детей навыки поведения в обществе; - учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; - учить детей анализировать поступки и чувства - свои и других людей; - организовывать коллективные проекты заботы и помощи; - создавать доброжелательный психологический климат в группе. 2.2.3. Познавательное направление воспитания Ценность - знания. Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: - совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; - организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 16 2.2.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность - здоровье. Цель данного направления - сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: - обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; - закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; - укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; - формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; - организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; - воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: - организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; - создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; - введение оздоровительных традиций в ДОУ. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; - формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; - формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом; - включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. 17 Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. 2.2.5. Трудовое направление воспитания Ценность - труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). При реализации данных задач воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: - показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; -воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; - предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; - собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; - связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.2.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности - культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 18 2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека; 3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; 4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОУ должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; - воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; - воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; - воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОУ; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания - становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее: - выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; - уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8».; - организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; - формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; - реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 19 2.3.Особенности реализации воспитательного процесса Реализация Программы воспитания осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы, в основе которых лежат - ценности, представленные соответствующими модулями. Содержание модулей для Программы воспитания -личностьсемья, Родина, -страна Человек, дружба, природа -семья - мой край сотрудничество - родословная -малая Родина - друзья - любозна Знания - Труд обязанности людей -Здоровье ЗОЖ тельность -хозяйственно - навыки личной и - познание бытовой труд - самообслу - инициати -мой народ - поступки - взаимоотно шения - родной язык - природа - долг - история ва -книги - фильмы и - уважение к тд. -уважение - герои -сострадание -достоприме -забота чательности живание - ручной труд труду общественной гигиены. - правила безопасного поведения в быту, социуме цифровой среде, природе -внешний вид -Культура культура и общения, красота речи поведения -восприятие прекрасного в быту, > природе, поступках, искусстве - творчество - бережливость - этикет Для реализации Программы воспитания используются события -это форма совместной деятельности ребенка и взрослого. 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаѐтся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОО, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример - все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. 20 Цель взаимодействия - объединение усилий педагогов ДОО и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе Задачи: - Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста. - Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании ребенка. - Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий. Основные формы и содержание деятельности 1.Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка. 2. Консультации. Это самая распространенная форма психолого-педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИКТ. 3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. 4. Педагогический тренинг. В основе тренинга - проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведѐнной деятельности. 5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своѐ решение вопроса.. 6. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов, педагогов и детей. 7. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и пособия для игр, развлечений и других мероприятий. 8. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно 21 воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) интегрированы с соответствующими пунктами организационного раздела Основной образовательной программы МБДОУ «ЦРР-Детский сад №8». Воспитывающая среда строится по трем линиям: - «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств; - «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; - «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности - игровой 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. Акции — это социально значимое, комплексное мероприятие, действие для достижения какой-либо общей цели (экологическая, патриотическая, социальная) Мероприятия — это совокупность действий, нацеленных на выполнение единой задачи (круг годовых праздников, форматы праздников и мероприятий, связанных со знаменательными событиями: концерт, квест, проект, событие, мастерилки, соревнования, выставка (перфоманс), спектакль, викторина, фестиваль, ярмарка, чаепитие, конкурсы, выставки и др.). 22 Дела - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства (проекты, традиционные дела, мастер-классы, работа в лабораториях, центрах экспериментирования, коллекционирование, мастерская, занятие, беседы, разговоры, загадки). Развлечение - деятельность ради удовольствия, проведение досуга. Различные виды искусства могут быть способом проведения досуга (посиделки, клубы, гостиные, досуги, игра). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. 3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ отражает ценности, на которых строится Программа воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации. Среда отражает региональные особенности социокультурных условий, в которых находится организация (в каждой возрастной группе имеется мини-музей ). Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира (уголки природы, дежурства, экспериментирования). Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта (наличие физкультурных центров в групповых помещениях, спортивная площадка на территории ДОУ). Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Игрушки, материалы и оборудование соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. Оформление интерьера помещений дошкольного учреждения (холла, групповых помещений, лестничном пролѐте и т.п.) периодически обновляются: -размещение на стенах ДОУ регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ детей и родителей, позволяет реализовать свой творческий потенциал, а также знакомит их с работами 23 друг друга; фотоотчеты об интересных событиях, происходящих в ДОУ (событиях, интересных экскурсиях, встречах с интересными людьми и т.п.) размещаются на общесадовских и групповых стендах; -озеленение территории, разбивка клумб, оборудование игровых площадок, доступных и приспособленных для детей разных возрастных групп, позволяет разделить свободное пространство ДОУ на зоны активного и спокойного отдыха; - благоустройство групповых помещений осуществляется по творческим проектам воспитателя и родителей воспитанников, при этом педагоги имеют возможность проявить свою творческую инициативу, привлечь родителей к активному участию в оформлении развивающей среды для своих детей; - событийный дизайн к каждому празднику или знаменательному мероприятию в ДОУ оформляется пространство групповых помещений, холла; - регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков территории, разбивка газонов, уборка территории). 3.4. Календарный план воспитательной работы На основе Программы воспитания составлен календарный план воспитательной работы. Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: - погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); - разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; - организация события, которое формирует ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Воспитатель разных возрастных групп в ходе разработки определеют цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы. В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении. 24 Календарный план воспитательной работы на 2021-2022 учебный год СЕНТЯБРЬ: Тема месяца «До свиданья, лето - здравствуй детский сад!» Тема недели Модули «Детский сад!» Человек, семья, дружба События Ответственные Праздник «Детский сад рад приветствовать ребят» Музыкальный руководитель, воспитатели Беседа «О дружбе и друзьях» Родина, природа Наблюдение на прогулке: «Район, в котором расположен наш детский сад, природа» Воспитатели Знания Чтение художественных произведений: Воспитатели 25 В.Осеева «Три товарища», М. Фомина «Подруги» Т руд Благоустройство прогулочного участка (трудовая Воспитатели акция совместно с родителями воспитанников); Воспитание уважительного отношения к профессиям сотрудников д/с. Здоровье Формирование культурно-гигиенических навыков Воспитатели Культура, Беседа «Правила поведения в детском саду» красота Оформление альбома «Жизнь группы. Детского сада» Педагоги Экскурсия по детскому саду «Наш любимый детский сад» «Я и моя семья» Человек, семья, дружба Беседы о семье «Моя семья. Семейный фотоальбом» Воспитатели Проект «Моя родословная» Сюжетно-ролевая игра «Семья» Родина, природа Знания Беседа «Любимое место отдыха моей семьи» Чтение художественных произведений: Воспитатели В. Воспитатели Сухомлинский «Бабушка отдыхает», В. Драгунский «Денискины рассказы», Н. Артюхова «Большая берѐза» ТТ руд Здоровье Беседа «Труд и обязанности в семье. Домашнее хозяйство» Спортивный досуг «Я и моя спортивная семья» Культура, Беседа «Правила общения в семье» красота «Неделя осторожного пешехода» Человек, семья, дружба Родина, природа Сюжетно-ролевая игра «Моя семья едет на дачу» Кукольный спектакль «Незнайка на улицах города» Воспитатели Инструктор по физической культуре, воспитатели Воспитатели Воспитатели Зам.зав.по ВМР,педагоги 26 Знания Просмотр обучающих мультфильмов по ПДД, Чтение Воспитатели стихотворений о правилах дорожного движения Т Беседа «Труд регулировщика» руд «Мой город» Воспитатели Здоровье Социальная акция «Пристегни ремень- это модно!» Зам.зав.по ВМР, воспитатели Беседы «Правила поведения на дороге», «Пешеходный переход» Культура, красота Выставка детских рисунков «Осторожно! Пешеход» ПДО, воспитатели Человек, семья, дружба Родина, природа Проект «Маршрут выходного дня» Беседа «Моѐ Воспитатели любимое место в городе» ООД «Мой город-моя малая Родина» Викторина Воспитатели «Край, в котором я живу» Знания Виртуальная экскурсия по родному городу (музеи, достопримечательности и тд.) Т Экологическая акция по сбору макулатуры «Сделаем Зам.зав.по ВМР, наш город чище» воспитатели руд Здоровье Танцевальный флешмоб ко дню города Культура, Виртуальная экскурсия «Театры города» красота Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели ОКТЯБРЬ: Тема месяца «Осень золотая!» Тема недели Модули «Осенькладовая природы: овощи, ягоды, фрукты» Человек, семья, дружба Родина, природа Знания События Беседа «Сбор урожая в моей семье» Развлечение «Во саду ли, в огороде!» Проект «Что нам осень принесла» Загадки, заклички об осени. Чтение художественных произведений: Н. Сладков «Осень на пороге», Ответственные Музыкальный руководитель, воспитатели Воспитатели Воспитатели 27 А. Куприн, Д. Мамин-Сибиряк «Ботанические сказки» и др. Т руд Беседа «Труд человека осенью» Воспитатели Мастерская «Книжка-малышка мой любимый овощ» «Наши младшие друзья животные» Здоровье Беседа «Витамины осенью» Культура, красота Конкурс-выставка поделок из природного материала Зам.зав.по ВМР, воспитатели «Осенние фантазии» Человек, семья, дружба Беседы «Дикие и домашние животные», «Есть ли у Воспитатели животных семья?» Родина, природа Виртуальная экскурсия в Воронежский биосферный Воспитатели заповедник Знания Воспитатели Инсценировка сказки «Зимовье зверей» Просмотр фильмов о животных. Чтение Воспитатели художественных произведений: В. Бианки «Купание медвежат», И. Соколов-Микитов «Белка», Н. Сладков «Белкин мухомор» и др. Т Беседа «Забота о братья наших меньших» Воспитатели Здоровье Беседа «Правила безопасного поведения с домашними животными» Воспитатели Культура, красота Выставка рисунков «Моѐ любимое животное» ПДО, воспитатели Экологический проект «Человек в царстве леса» Воспитатели Родина, Виртуальная экскурсия по лесу Воспитатели природа Беседы «За что лес мог бы сказать нам спасибо?», « За что лес мог бы рассердиться на нас?» Знания Чтение художественных произведений: руд «Царство леса» Человек, семья, дружба Воспитатели В. Бианки «Лесные домишки», экологические сказки и др. Т руд Экологическая акция по сбору макулатуры «Сохраним лес-наше богатство» Экспериментирование «Летающие семена» Педагоги, родители, сотрудники 28 Здоровье Культура, красота Осенины Человек, семья, дружба Родина, природа Знания Беседа «О пользе прогулок по лесу» Воспитатели Фотовыставка «Прогулка в осеннем лесу» Воспитатели Утренники «Золотая осень» Викторина «Кто больше знает об осени» Именинники в моей семье Зам.зав.по ВМР, воспитатели, музыкальный руководитель Ситуативный разговор «Чем вам нравиться осень?» Воспитатели Чтение художественных произведений: В. Бианки руд «Октябрь» и др. Акция «Собери природный материал» Воспитатели Здоровье Беседа «Одежда детей осенью№ Воспитатели Культура, красота Оформление группы «Золотая осень» Воспитатели, Т НОЯБРЬ: Тема месяца «Наша Родина!» Тема недели Модули События Ответственные «Моя страна!» Человек, семья, дружба Праздник «День народного единства» Музыкальный руководитель, воспитатели Родина, «Виртуальное путешествие по стране ». Воспитатели природа Беседы «Герб и флаг страны», «Символы России» Знания Рассматривание энциклопедии «Всѐ о России» Т Ситуативный разговор «Труд человека кормит, а лень Воспитатели портит» Здоровье Проведение спартакиады «ГТО» Инструктор по физической культуре Культура, красота Выставка детских рисунков «Символы России» ПДО, воспитатели Человек, семья, дружба Беседа «Моѐ отношение к физкультуре», «Спорт в жизни членов моей семьи» Воспитатели руд «Неделя здоровья. Осень» Воспитатели 29 Родина, природа Беседа «Знаменитые спортсмены» Воспитатели Знания Чтение и заучивание коротких стихотворений про спорт. Инструктор по физической культуре, воспитатели Просмотр мультфильмов о пользе занятия спортом Т Мастерская «Книжка-малышка о здоровом образе жизни своими руками» Воспитатели Здоровье Спортивный праздник «чтобы никогда не болеть.. » Инструктор по физической культуре, воспитатели руд Ситуативный разговор «Как сберечь здоровье в холодный период поздней осени?» Беседы «Моѐ тело», «если хочешь быть здоров» «Мамина неделя» Культура, красота Коллаж «Игры с мячом» ПДО, воспитатели Человек, семья, дружба Досуг «Мама милая моя» Воспитатели Родина, природа Беседа «Любимые цветы моей мамочки» Воспитатели Знания Чтение и заучивание стихотворений о маме Т Мастерская «Подарочек для мамы» руд Воспитатели Ситуативный разговор «Что ты помогаешь делать своей маме по дому?» Здоровье Игровая ситуация «Будь опрятным» Воспитатели Культура, красота Выставка творческих работ «Вместе с мамой мастерим» Воспитатели 30 ДЕКАБРЬ: Тема месяца «Вместе встанем в хоровод» Тема недели Модули События Ответственные «Народные игры. Народная игрушка» Человек, семья, дружба Беседа «Игры, в которые любили играть наши бабушки», «Бережное отношение к игрушкам» Музыкальный руководитель, воспитатели Родина, природа Досуг «Забавы у печки» Воспитатели Знания Просмотр презентации «Народная игрушка» Воспитатели 31 чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки», «Мишка», «Мяч», «Лошадка» Т Мастерская «Матрѐшка.» ПДО,Воспитатели Здоровье Фестиваль «Народных игр» Музыкальный руководитель Культура, красота Рассматривание альбомов «Народная игрушка» ПДО, воспитатели Человек, семья, дружба Викторина «Путешествие по зимним сказкам» Зам.зав.по ВМР, воспитатели Родина, природа Беседа «Народные приметы декабря» Воспитатели руд «Зима» Знания Чтение художественных произведений: И. Бунин Воспитатели «Мороз» Стихи о зиме Эксперимент «Почему снег мягкий?» Т Беседа «Труд на участке в зимний период» Здоровье Цикл бесед «Как вести себя на льду», «Осторожно! Воспитатели Гололѐд!» Культура, красота Беседа «Красота зимнего пейзажа» Воспитатели Человек, семья, дружба Ситуативный разговор «Какие изменения происходят в жизни животных и птиц зимой?», «Как и чем питаются животные в зимнем лесу?» Воспитатели Родина, природа Беседы «Животные и птицы родного края» Воспитатели Знания Чтение художественных произведений: Воспитатели руд «Жизнь животных и птиц зимой» Воспитатели Г. Скребницкий «Скоро зима», «На лесной полянке», В. Бианки «Синичкин календарь» Т Экологическая акция «Покормите птиц зимой» Здоровье Беседа «Безопасность зимнего отдыха на природе» Воспитатели Культура, красота Конкурс кормушек для птиц «Птичья столовая» Человек, семья, Беседы «Новый год семейный праздник» руд «Новый год!» Инсценировка сказки «Снегурушка и лиса» Музыкальный руководитель, воспитатели Воспитатели Музыкальный руководитель, воспитатели Воспитатели 32 дружба Развлечение «Чудеса под Новый год!» Родина, природа Беседа «Новый год: история праздника и детские новогодние традиции Воспитатели Знания Чтение и заучивание новогодних стихотворений. Воспитатели Чтение художественных произведений: С. Маршак «Двенадцать месяцев», В. Одоевский «Мороз Иванович, Р.н.с. «Снегурочка» и др. Т руд Мастерская «Подарки для родных» Трудовые Здоровье поручения «Украсим ѐлочку» Беседа «Польза и вред сладостей для детей» Культура, красота Новогоднее оформление групп «Новогодняя сказка» Воспитатели Воспитатели Воспитатели Заучивание новогодних стихотворений ЯНВАРЬ: Тема месяца «Зимушка-зима белоснежная» Тема недели Модули События Ответственные «Рождественс кие посиделки» Человек, семья, дружба Досуг «Рождественские посиделки» Зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели Родина, природа Беседа «Рождество в России. Традиции праздника» Воспитатели Знания Беседа «Праздник Рождество Христово в нашей семье» Загадки о зиме Воспитатели Чтение и заучивание колядок Просмотр мультфильма «Рождество Христово» Т Мастерская «Ангелочек», «Рождественская свеча» Воспитатели Здоровье Игры-забавы «Снежки» Воспитатели Культура, красота Рассматривание Рождественских открыток Воспитатели Человек, семья, Беседы «Мой любимый вид спорта» Воспитатели руд «В здоровом теле 33 здоровый дух!» дружба Родина, природа Знания Беседа «Знаменитые спортсмены» Просмотр презентации «Зимние виды спорта» Воспитатели Воспитатели Чтение художественных произведений: К. Т руд Здоровье Чуковский «Мойдодыр» Беседа «Здоровье и труд рядом идут» Соревнования «Зимние Олимпийские игры» Ситуативный разговор «Что вы понимаете под словом-здоровье?», «Как защититься от микробов?», «Береги здоровье смолоду» «Народная культура, традиции, промыслы» Воспитатели Зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели Культура, красота Фотовыставка «Спортивный выходной» ПДО, воспитатели Человек, семья, дружба Беседы: «Русская народная игрушка», «Народные игры» Воспитатели Родина, природа Беседы: "Мой край» Воспитатели Знания Чтение русских народных сказок Воспитатели Игра-посиделка «В гостях у бабушки» Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымка» Т руд Здоровье Культура, красота Беседа «Труд мастеров на Руси» Мастерская Воспитатели «Макет русской избы» Хороводные игры Воспитатели Выставка народно-прикладного творчества Зам.зав.по ВМР, ФЕВРАЛЬ: Тема месяца «Защитники Отечества» Тема недели Модули События Ответственные «Транспорт. ПДД» Человек, семья, дружба Ситуативный разговор «Какой вид транспорта самый безопасный?» Воспитатели Родина, природа Беседа «Транспорт нашего города» Воспитатели 34 Знания Просмотр презентации «Специальный транспорт» Воспитатели Загадки о транспорте Чтение художественных произведений Э. Успенский "Троллейбус"; Д. Хармс "Кораблик и др. Т руд Беседа «Профессии людей, управляющих разными видами транспорта» Воспитатели Мастерская «Книжка-малышка Транспорт» «Неделя здоровья. Зима» Здоровье Беседы «Правила поведения в транспорте», «Как следует обходить машину?» Воспитатели Культура, красота Выставка рисунков «Транспорт» ПДО, Человек, семья, дружба Проект «В нашей семье со спортом дружны» воспитатели Воспитатели Родина, природа Знания Заучивание стихов о спорте, спортивных речевок, пословиц, поговорок Воспитатели Т Оформление зимнего участка «Спорт в жизни детей» Воспитатели Здоровье Спортивное развлечение «Зимние забавы» Инструктор по физической культуре, воспитатели Культура, красота Фотоконкурс «Моя спортивная семья» Зам.зав.по ВМР, музыкальный руководитель, воспитатели Человек, семья, дружба Праздник «Папа- моя гордость» Зам.зав.по ВМР, пдо, воспитатели Родина, природа Беседы «Есть такая профессия-Родину защищать», «Виды войск», «Богатыри земли русской» Воспитатели Знания Просмотр видеоролика «Военная техника» Воспитатели руд «Защитники Отечества» Воспитатели 35 Т Мастерская «Подарок папе» Воспитатели Здоровье Ситуативный разговор «Каким должен быть солдат» Воспитатели Культура, красота Выставка детских рисунков «Наша армия родная» воспитатели, музыкальный Прослушивание военных песен руководитель Человек, семья, дружба Беседа «Мы- девочки, мы -мальчики» Воспитатели Родина, природа Беседа «Мой адрес» Воспитатели руд «Я в мире человек» Знания Рассматривание энциклопедии «Тело человека» Воспитатели Чтение художественных произведений: Н. Калинина «Помощники» и др. Т Ситуативный разговор «Нужно ли самому уметь обуваться?» Воспитатели Здоровье Ситуативный разговор «Опрятный внешний вид, что это?» Воспитатели Культура, красота Практическое упражнение «Послушная вилка», «Хлебушек», «Мой шкафчик» Воспитатели руд МАРТ: Тема месяца «Приход весны» Тема недели Модули «Мамы всякие Человек, нужны, мамы семья, всякие дружба важны» Родина, природа Знания События Ответственные «Какая наша мама?» Музыкальный руководитель, воспитатели Традиции празднования женского праздника Воспитатели Чтение художественных произведений: Воспитатели Досуг «Мамин праздник приходит весной» Беседа Б. Емельянов «Мамины руки», И. Токмакова «Почитай мне, мама!», Э. Мошковская «Обида». Т руд Мастерская «Подарок для мамы и бабушек» Беседа Воспитатели Здоровье «Профессия моей мамы» Беседа «Мы с мамой на прогулке...» Воспитатели Культура, Выставка рисунков «Портреты наших мамочек» , 36 красота «Тает лѐд, зима Человек, прошла и весна семья, к крыльцу дружба пришла» Родина, природа Знания Фотоколлаж «Я, мама и весна!» Слушание песен о воспитатели маме Беседа «Моѐ любимое время года» Воспитатели Беседа «Приход весны в наш город» Воспитатели Беседа «Почему снег и лѐд весной тают?» А. Барто Воспитатели «Весна идѐт» Т руд Здоровье Труд в природе: уборка участка, подкормка птиц Беседа «Весной здоровье укрепляем», «Правила Воспитатели Воспитатели поведения на водоѐмах весной» Культура, красота Рассматривание иллюстраций картин с изображением весенних пейзажей Воспитатели, Выставка детских рисунков «Весна» «Наша планета» Человек, семья, дружба Ситуативный разговор «Что делает каждый из нас, чтобы сохранить планету. Воспитатели Беседа «Народы, проживающие на планете» Воспитатели Родина, природа «Земля-наш общий дом» проектная деятельность Знания Энциклопедия для умников и умниц «Невероятные Воспитатели факты о Земле» Н. Носов «Путешествие Незнайки» Экспериментирование: «Откуда взялись острова» Т Экологическая акция по сбору макулатуры Старший «Сохраним лес для нашей планеты», «Час земли» воспитатель, воспитатели Здоровье Флешмоб «Планета здоровья» руд Культура, красота Беседа «Правила поведения в природе» Прослушивание песен о земле Выставка рисунков «Мир глазами детей» Инструктор по физической культуре, воспитатели Воспитатели 37 «Неделя детской Человек, книги» семья, дружба Родина, природа Знания Беседы «Моя любимая книга», «Любимые книги нашей семьи» Зам.зав.по ВМР, воспитатели Акция «Подари книгу детскому саду» Экскурсия (виртуальная) в детскую библиотеку Воспитатели Презентация «История создания книги» Воспитатели Чтение экологической сказки «Кто дал Земле жизнь?» Т руд Ситуативный разговор: «Береги книгу» Воспитатели Мастерская «Ремонт книг», «Закладка для книги» Здоровье Флешмоб «Ты и я, с книгой лучшие друзья» Инструктор по физической культуре, воспитатели, Культура, красота Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» Воспитатели, пдо АПРЕЛЬ: Тема месяца «Капель весны чудесной» Тема недели «Тайны космоса» Модули События Ответственные Человек, семья, дружба Ситуативный разговор «Хотел бы ты стать космонавтом и полететь на луну?» Воспитатели Родина, природа Ситуативный разговор «Почему 12 апреля во всѐм мире отмечают День космонавтики?» Воспитатели Знания Просмотр видеоролика «Солнечная система» Воспитатели Т Беседа « Космонавт. Космический экипаж» Воспитатели Здоровье Спортивный праздник «Космические приключения» руд Беседа «Питание космонавта» «Все работы хороши» Воспитатели, инструктор физической культуре Культура, красота Конкурс-выставка поделок «Неизведанный космос» Воспитатели Человек, семья, дружба Беседа «Профессии моих родителей» ,«Кем я стану, Воспитатели когда вырасту», «Я горжусь своей мамой», «Я горжусь своим папой» Родина, Беседа «Есть такая профессия - Родину Воспитатели по 38 39 природа защищать» Знания Рассматривание картин из серии «Кем быть», иллюстраций в книгах, беседы по ним. Воспитатели Т Создание альбома «Кем работают наши мамы» Воспитатели Здоровье Беседа «Безопасность людей разных профессий» Воспитатели Выставка рисунков «Кем я мечтаю работать, когда вырасту». Воспитатели, пдо руд Культура, красота Оформление фотоальбома творческих работ детей «Профессии наших родителей». «Неделя театра» Человек, семья, дружба Беседы «Был ли ты в театре?» Сюжетно-ролевая Воспитатели игра «Мы пришли в театр» Родина, природа Виртуальная экскурсия по театрам нашего города Воспитатели Знания Чтение стихотворения А. Барто «В театре» Воспитатели Т Знакомство с театральными профессиями Воспитатели руд Здоровье Культура, красота Беседа о правилах поведения в театре Инсценировки русских народных сказок «Первоцветы. Огород на окошке» Человек, семья, дружба Знания Т руд Беседа: «Сбережѐм мы первоцветы-украшение планеты!» Воспитатели, Музыкальный руководитель Воспитатели Просмотр мультфильмов («Первоцветы - Шишкина Воспитатели школа», развивающие мультфильмы Тѐтушки Совы, мультфильм «12 месяцев») Чтение художественных произведений:С. Маршак «12 месяцев», И. Сладков «Весенние радости», И. С. Соколов Микитов «Подснежникиперелески»;Заучивание стихотворений: Е.Серовой «Подснежник Мастерская «Первоцвет для мамы» Воспитатели Здоровье Утренняя гимнастика «Цветок» Воспитатели Культура, красота Выставки детских рисунков «Первоцветы» Прослушивание музыкальных композиций: Воспитатели, пдо П. И. Чайковский «Времена года», «Апрель. Подснежник» 40 МАЙ: Тема месяца «Скоро лето красное» Тема недели Модули События Ответственные «Этот день Победы!» Человек, семья, дружба Досуг «День Победы» Воспитатели, музыкальный руководитель Сюжетно - ролевые игры: «Разведчики» , «Госпиталь» Беседа «Герои ВОВ в нашей семье» Родина, природа Знания Беседы «Этих дней не смолкнет слава!,,.» Чтение художественных произведений: К. Воспитатели Воспитатели Паустовский «Похождение жука -носорога» А. Т руд Здоровье Митяев «Письмо с фронта» и др. Мастерская « Спортивное соревнование «На защите Родины» Эстафета «Полоса препятствий» Воспитатели Инструктор по физической культуре Культура, Выставка детских рисунков «Этот День Победы!» Воспитатели, пдо красота Социальная акция «Окна Победы» «Азбука безопасности » Человек, семья, дружба Ситуативный разговор «Как мы отдыхаем летом?» Воспитатели Родина, природа Целевая прогулка, рассмотреть высотные дома, какие опасности подстерегают людей Воспитатели Знания Рассматривание энциклопедий о грибах, насекомых, диких животных Воспитатели Просмотр мультфильмов из серии « Уроки тетушки Совы» Т руд Здоровье «Летние виды спорта» Человек, семья, дружба Мастерская создание книжки-малышки «Азбука Воспитатели безопасности», Беседы «Безопасность на воде», «Осторожно! Воспитатели Открытое окно», «Внешность человека может быть обманчивой» Беседа о летних видах спорта, ого значении в жизни человека Воспитатели 41 Знания Чтение Г.Зайцев «Приятного аппетита», «Дружи с Воспитатели водой», Ю.Тувим «Овощи». Загадывание загадок о спорте, спортивных снарядах, полезных продуктах. Здоровье Культура, красота Досуг «Летняя школа безопасности» Беседа «Осторожно, насекомые!» Выставка рисунков и стенгазет « Спорт - это сила, спорт - это жизнь» Воспитатели Воспитатели